Духовные проблемы общества в эпоху современного информационно-высокотехнологического прогресса и перспективы их решения


  • N. V. Polischuk Ровенский государственный гуманитарный университет
Ключові слова: духовно-моральная личность, образовательное пространство, общество, цивилизация, научно-технический прогресс, философия образования

Анотація

Автор в статье исследует и выясняет факторы изменения духовного состояния молодежи на современном этапе научно-технического развития общества. Современный этап информационно-высокотехнологического прогресса общества сопровождается производством чрезвычайно большого количества материальных благ для человечества. Но любой прогресс сопровождается и определенным регрессом, а вот выбор направления – это уже предпочтение людей. Стремительный расцвет информационно-высокотехнологического научно-технического прогресса тянет за собой излом образовательных и духовно-моральных ценностей человечества, в частности молодого поколения, которое является наиболее впечатлительным. Поэтому пока в информационно-высокотехнологический научно-технический прогресс не будут внесены надлежащие духовно-моральные основы и цели, существует реальная опасность духовного регресса как для человеческой личности, так и для человечества в целом. Именно духовность, нравственность – это тот уровень развития личности и общества, который является консолидирующим началом, способным объединить людей; это сила, призванная стимулировать национальное возрождение, обеспечить мир и согласие в обществе. Без пробуждения таких моральных феноменов, как совесть, человечность, ответственность, чувство собственного достоинства, творческой инициативы довольно сложно рассчитывать на улучшение ситуации в государстве, особенно в эпоху информационно-высокотехнологического научно-технического прогресса, который технизирует сознание каждой личности, вытесняет из нее самые святые чувства и эмоции. Обосновано, что только высокий уровень духовно-моральной культуры молодого человека, в пределах нового образовательного пространства в условиях нарастающего информационно-высокотехнологического прогресса, приведет к становлению знающего, творческого, инновационно-думающего человека – духовно-моральной личности новой информационно-высокотехнологической цивилизации.Доказано, что именно философия образования должна обосновывать гуманистически-инновационный тип образования, которое будет оказывать существенное содействие росту интеллектуального, культурного, морального и антропокосмического потенциала личности, ее самостоятельности, самодостаточности, творческой активности. Также доказано, что высокий уровень духовно-нравственной культуры молодого человека, которая пришла в упадок в наше время, в пределах нового образовательного пространства (в котором содержание обучения отвечает динамике развития научных и технических областей знаний, постоянно осуществляется повышение эффективности образовательных и педагогических процессов, индивидуализация и дифференциация обучения, а это в свою очередь приведет к человеку знающему, творческому, инновационно-думающему, духовному, который исповедует все принципы человеческой морали), даст возможность ему воссоздаться, достойно открыться людям, проявить к ним чувство глубокого уважения и любви, быть верными идеям гуманизма и стремиться к их реализации в процессе своей жизнедеятельности в условиях нарастающего информационно-высокотехнологического научно-технического прогресса, то есть стать духовно-моральной личностью новой информационно-высокотехнологической цивилизации.

Біографія автора

Місце роботи автора
кандидат технічних наук, доцент

Посилання

1. Agchton Laslo. Osobennosti vzaimodeistvia cheloveka I prirodi v usloviax NTR (Features of interaction of the person and the nature in conditions of STR). Voprosi filosofii, 1975, no. 9, pp. 37-49.
2. Andruchenko V.P., Babosov V.P., Guberski L.V. and others. Duxovne onovlennia suspilstva (Spiritual updating of a society). Kyiv: Libid, 1990, 220 p.
3. Kremen V.G. Transformacii osobistosti v osvitnomu prostori suchasnoi civilizacii (Transformations of the person in educational space of a modern civilization). Profeciino-texnichna osvita, 2009, no. 1, pp. 3-6.
4. Kultura. Nravstvennost. Religia: material kruglogo stola (Culture. Morals. Religion: materials of a round table). Voprosi filosofii, 1989, no. 1, pp. 17-28.
5. Liskov A.P. Chelovek: put k civilizacii. Filosofski aspect socialnoi i kulturnoi antropologii: [monografia] (The person: a way to a civilization. Philosophical aspect of social and cultural anthropology: [monography]). Moscow: Gumanitarii, 1997, 120 p.
6. Moiseev N.N. Ekologia, nravstvennost, politika (Ecology, morals, a policy). Voprosi filosofii, 1989, no. 5, pp. 37-48.
7. Polishchuk N.V. Naukovo-texnichniy progress i duxovno-moralne stanovlennia molodi: [monografia] (Scientific and technical progress and spiritually-moral becoming of youth: [monography]). Rivne: O.Zen, 2012, 464 p.
8. Semenyk E.P., Melnik V.P. Filosofia suchasnoi nauki I teniki (Philosophy of a modern science and technics). Lviv: Svit, 2006, 152 p.
9. Skok N.S. Duxovnist iak neobxidna skladova buttia tvorchoi osobistosti v idealnii realnosti (Spirituality as a necessary component of life of the creative person in an ideal reality). Nauka. Religia. Suspilstvo, 2008, no. 1, pp. 81-84.
10. Hpengler O. Zakat Evropi: Ocherki morfologii mirovoi istorii: [v 2-x t.] (Decline of the Europe: Sketches of morphology of world history: [in 2 vol.]. Moskow: Misl, 1998, vol. 2, 395 p.
11. Bazaluk, O.A. Filosofia obrazovania y svete novoi kosmologicheskoi koncepcii (Philosophy of formation in a view of new cosmologic concept). Kyiv: Kondor, 2010, 458 p.
Опубліковано
2014-09-29
Як цитувати цю статтю:
Polischuk, N. (2014). Духовные проблемы общества в эпоху современного информационно-высокотехнологического прогресса и перспективы их решения. Науково-теоретичний альманах "Грані", 17(11), 11-16. Retrieved із https://grani.org.ua/index.php/journal/article/view/734
Розділ
ФІЛОСОФІЯ