Модуси естетизації екранного насильства


  • E. V. Plyusnin Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна Адресa: 61022, м Харків, майдан Свободи, 4
Ключові слова: https://doi.org/10.15421/1716069

Анотація

Актуальность исследуемой темы обусловлена изобилием образов зрелищного насилия на экране и недостаточной изученностью проблемы в украинском научном дискурсе. Соприкасаясь с информационным пространством, индивиды неизбежно сталкиваются с разнообразными образами насилия. В процессах рецепции экранных образов жестокости на первый план выходят зрелищность и притягательность внешней формы. Как правило, стремление к эстетизации образов насилия нивелирует в сознании зрителя нравственные императивы и снимает визуальные табу. Насилие, столь широко распространенное на современных экранах, приобретает особую значимость, оказывая на зрителя сильное эмоциональное воз-действие. Автором проведена серьезная работа по изучению различных теоретических подходов к исследованию экранной жестокости. В статье определены основные дефиниции и обозначены отличительные черты экранного насилия. На основе проведенного качественного контент-анализа аудиовизуальных документов и фокусированного интервью выделены четыре способа эстетизации насилия: романтизированный, карнавализированный, абсурдизированный и аглитизированный. Они четко прослеживаются в структуре жанрового кинематографа и практически неприменимы в авторском кинематографе в связи с уникальностью повествовательной линии и реализации личных замыслов режиссера, которые оказыва- ются вне жанровых клише.

Біографія автора

Місце роботи автора
Плюснин Євген В'ячеславович - аспірант

Посилання

Bazen, A., 1972. Chto takoe kino [What is the movie]; per. s fr. V. Bozhovich, I. Epshteyn ; avt. vstup. st. I. V. Vaysfel’d. Iskusstvo, Moscow (in Russian).
Bashkatov, O. V., 2001. Nasilie kak sotsiokul’turnyy fenomen [Violence as a social and cultural phenomenon]. Saratov (in Russian).
Baumegarten, I., Seti, D., 2006. Nasilie v otnoshenii zhenshchin v Evropeyskom regione VOZ [Violence against women in the WHO European Region]. Evropeyskiy zhurnal po seksual’nomu i reproduktivnomu zdorov’yu 6, 4-7 (in Russian).
Veber, M., 1990. Izbrannye proizvedeniya [Selected works] obshch. red. iposlesl. Yu. N. Davydova; predisl. P. P. Gaydenko. Progress, Moscow (in Russian).
Glotov, M. B., 2003. Sotsial’nyyinstitut: opredelenie, stroenie, klassifikatsiya [Social Institute: definition, structure, classification]. Sotsiologicheskie issledovaniya 10, 13–19 (in Russian).
Guseynov, A. A., Apresyan, R. G., 2000. Etika [Ethics]. Gardariki,Moscow (in Russian).
Delez, Zh., 2013. Kino [Cinema]. Ad Marginem Press, Moscow (in Russian).
Dyurkgeym, E., 1991. O razdelenii obshchestvennogo truda. Metodsotsiologii [On the division of social labor]. Nauka, Moscow (in Russian).
Zhabskiy, M. I., 2003. Kino iobshchestvo: globalizatsiya funktsional’nogo vzaimodeystviya [Cinema and Society: globalization interoperability]. Kino v mire imirkino. Materik, 48–64. Moscow (in Russian).
Merezhkovskiy, D., 2011. Sobranie sochineniy. Bol’naya Rossiya [Collected Works. Patient Russia]. Respublika, Vol.7. Moscow (in Russian).
Tarasov, K.A., 2002. «Agressivnaya kinodieta» TV i studenchestvo [«Aggressive kinodieta» TV and the students]. Vysshee obrazovanie v Rossii 3, 66-76. Moscow (in Russian).
Tropina, I.G., 2010. Fenomenestetizatsii nasiliya v sovremennoy audiovizual’noy kul’ture [The phenomenon of the aestheticization of violence in contemporary audiovisual culture]. V mire nauchnykh otkrytiy 4 (10), 107- 109 (in Russian).
Novaya filosofskay aentsiklopediya [The New Encyclopedia of Philosophy]. In-t filosofii RAN ; Pod red. V. S. Stepinai dr. 2000. Mysl’, Vol.3. Moscow (in Russian).
Sotsiologiya: Kratkiy tematicheskiy slovar [Sociology: A Brief Thematic Dictionary]. Yu. A., Agafonov, E. M., Babaosov, A. N., Danilov i dr. [ Pod red. A.N. Elsukova ]. Feniks, R/nD (in Russian).
Adrian, M., 2000. The Offended Critic: Film Reviewing and Social Commentary.Vol. 72. Australian Quarterly.
Betz, M., 2009. Beyond the Subtitle: Remapping European Art Cinema. University of Minnesota Press, Minneapolis.
Chouliaraki, L., 2007. The aestheticization of suffering on television. Visual Communication,Vol. 5, 3, 261– 285.
Galtung, J., 2968. Small Group Theory and the Theory of International Relations. A Study Inisomorthism. / New Approaches to International Relations. Ed. by M. Kaplan, 270-290. NY.
Gronstad, A., 2008. Transfigurations: Violence, Death and Masculinity in American Cinema. Amsterdam University Press, Amsterdam.
Horsley, J., 1999. The Blood Poets: A Cinema of Savagery 1958–1999.Vol. 1. Lanham and London: The Scarecrow Press, Inc.
Опубліковано
2016-02-19
Як цитувати цю статтю:
Plyusnin, E. (2016). Модуси естетизації екранного насильства. Науково-теоретичний альманах "Грані", 19(3). https://doi.org/10.15421/1716069
Розділ
СОЦІОЛОГІЯ