Феномен трансформации литературных образов в музыкальные образы и парадигмальные символы соответствующих эпох (философско-исторический анализ)


  • M. V. Masayev Кримський університет культури, мистецтв і туризму
Ключові слова: литературный образ, музыкальный образ, трансформация, музыкальная герменевтика, парадигмальные образы и символы

Анотація

Автор на примере творчества писателя Михаила Шолохова и композитора Ивана Дзержинского показывает трансформацию литературных образов в образы музыкальные и парадигмальные образы гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны.В статье выявляются и объясняются факты трансформации литературных образов в музыкальные образы и даже в парадигмальные образы эпох. При этом автор касается проблемы герменевтики музыкального искусства.В современный период развития музыкального искусства с каждым годом проблемы трансформации литературных образов в музыкальные образы как оперы, так и балета, как в одной так и в рамках другой национальной культуры возникают очень актуальными.Особая актуальность этой статьи связана с философским постижением данной проблемы. Постановка балета Джона Кренке «Евгений Онегин» в России и реакция на эту постановку в стране практически доказывает истину предыдущего абзаца.Объект исследования данной статьи ­ парадигмальные образы и символы эпох, цивилизаций и народов.Субъект исследования ­ музыкальные парадигмальные образы и символы эпох, цивилизаций и народов. В данном случае целина только поднимается. Некоторые наши статьи по данной проблеме уже опубликованы: «Из песни слово выбросили. Для чего?», «Украинский голос португальской гитары», «По долинам и по взгорьям». Философские, исторические и юридические аспекты бытия одного музыкального образа в различных символах различных эпох, стран и народов», «Песни португальской революции», «Сена и Рейн, Студенец и Славянка».Автор приходит к выводу , что образы романов М. А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», рассказ «Судьба человека», став музыкальными образами опер И. И. Дзержинского – «Тихий Дон», «Под­нятая целина», «Судьба человека» и «Григорий Мелехов», превратились в настоящие парадигмальные символы эпох гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны.

Біографія автора

Місце роботи автора
кандидат історичених наук, доцент

Посилання

1. Masayev M. V. Filosofiya istorii. (Philosophy of history). Symferopol: Dolya, 2008, 304 p.
2. Masayev M. V. Curriculum vitae paradigmalnyh obrazov i simvolov epoh i tsivilizatsiy. Monografija (Curriculum vitae of paradigmal images and symbols of epochs and civilizations: monograph). Symferopol: Dolya, 2011, 512 p.
3. Masayev M. V. Obraz postradyanskoy demokratiyi v ramkah intervalnogo pidhodu (Image of post­soviet democracy in the limits of interval approach) (philosophy and history aspect). Politologichniy visnyk, Kiev, 2000, № 7, pp. 116­124.
4. Masayev M. V. Paradigmalnye obrazy i simvoly epoh (Paradigmal images and symbols of epochs). Cultura narodov Prichernomoriya. 2000, № 14, pp. 132­136.
5. Masayev M. V. Nauchnaya paradigma i intervalniy metod: sootnosheniye. Poniyatiye paradigmalnogo obraza v filosofiyi istoriyi (Scientific paradigm and interval approach: correlation. Notion of paradigmal image in philosophy of history). Cultura narodov Prichernomoriya, 2001, № 21, pp. 210­221.
6. Masayev M. V. Rol obraza v intervalnom podhode v filosofiyi istoriyi (Role of image in the interval approach in philosophy of history). Cultura narodov Prichernomoriya, 2001, № 22, pp. 199­205.
7. Masayev M. V. Fenomen obraznogo voplosheniya prostranstvenno­vremennogo continuuma istoricheskoy refleksiyi (Phenomenon of image incarnation of space and temporal continuum of historical reflection). Cultura narodov Prichernomoriya, 2004, № 56, Vol. 2, p. 96.
8. Masayev M. V. Tsvetnaya politica v sisteme paradigmalnyh obrazov i simvolov epoh (filosofsko­istoricheskiye i psihologicheskiye aspecty) (Color policy in the system of paradigmal images and symbols of epochs (philosophy and history and psychology aspects). Cultura narodov Prichernomoriya, 2005, № 64, pp. 106­109.
9. Masayev M. V. Carl Marks i simvolicheskiy interactsionizm (k voprosu о roli simvola как каtegoriyi filosofiyi istoriyi) (Carl Marks and symbolic interactionism) (to the question of symbol role as a category of philosophy of history). Visnik Dnipropetrovskogo universitetu. 2006, Vyp. 13, pp. 163­171.
10. Masayev M. V. Simvolizm kolektivisticheskogo obshestva Novogo i Noveyshego vremeni v kontekste postizheniya paradigmalnyh obrazov i simvolov epoh i tsivilizatsiy (filosofsko­istorichniy aspect) (Symbolism of collectivistic society of Modern and Contemporary period in the context of study of paradigmal images and symbols of epochs and civilizations (philosophy and history aspect). Naukove piznanniya: metodologiya ta tehnologiya. 2005, № 2 (16), pp. 94­100.
11. Masayev M. V. Simvolizm kolektivisticheskogo obshestva Drevnego mira v kontekste postizheniya paradigmalnyh obrazov i simvolov epoh i tsivilizatsiy (Symbolism of collectivistic society of Ancient World in the context of study of paradigmal images and symbols of epochs and civilizations). Visnik Dnipropetrovskogo universitetu, 2006, Vyp. 14 (Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya), pp. 128­132.
12. Masayev M. V. Paradigmalni obrazy i simvoly istoriyi Ukrayini ta ih rol u formuvanni natsionalno svidomoi osobistosti v epohu democratichnogo onovlenniya Ukraini (Paradigmal images and symbols of history of the Ukraine and their role in formation of nationally conscious personality in the epoch of democracy renovation of the Ukraine). Zbirnik naukovih prats naukovo­doslidnogo institutu ukrayinoznavstva. Кiev: Poligrafichniy tsentr «Foliant», 2007, Vol. XIII, 572 p., pp. 325­329.
13. Masayev Мikhail, Masayev Vladimir. Iz pesni slovo vykinuli. Dlya chegо? (From song the word was thrown out. What for?). Respublika Crym, 1992, № 22, august, p. 2.
14. Masayev Мikhailo. Ukrainskiy golos portugalskoy gitary (Ukrainian voice of Portuguese guitar). Crymska svitlytsya, 2012, № 25 (1702), 22 chervnya, p. 14.
15. Masayev M. V. «Po dolinan I po vzgoryam». Filosofsko­istoricheskiye i juridicheskiye aspecty bytiya odnogo muzicalnogo obraza v razlichnyh simvolah raznyh epoh, stran i narodov («Po dolinam i po vzgoryam» («Through valleys and over hills»). Philosophy and history and juridical aspects of being of one of the musical image in the different symbols of different epochs, countries and nations). Grani, 2013, № 3 (95), p. 25­27.
16. Masayev M. V. Filosofski­isrorychni ta juridychni aspecty buttya odnogo muzycalnogo obrazu u riznyh simvolah riznyh epoh, krain ta narodiv na prikladi pisni «Po dolinan I po vzgoryam» (Philosophy and history and juridical aspects of being of one of the musical image in the different symbols of different epochs, countries and nations on example of song «Po dolinam i po vzgoryam» («Through valleys and over hills»). Gileya: naukovyi visnyk. Zbirnyk naukovyh prats / Gol. red. V. M. Vashkevitch. К.: VIR UAN, 2013, Vyp. 70 (№ 3), 908 p, pp. 591­596.
17. Masayev M. V. «Vpered, tovarish, vpered, prisoyedinyaysia к nashemu golosu» – pesni portugalskoy revolutsii (к godovshine antifashistskoi revolutsii 25 aprelya 1974 g. v Portugaliyi) (Forward, comrade, forward, join to our voice) (to the anniversary of anti­fascist revolution on April 25­th 1974 in Portugal). Nash golos, 2013, № 17 (811), 25 aprelya, p. 6.
18. Masayev M. V. Putin protiv stroitelstva kapitalizma: chto eto – rebrending, apgreid ili zondazh obshestvennogo mneniya? (Putin against of building capitalism: what is it – rebranding, upgrade or sounding of public opinion?). Nash golos, 2013, № 2 (796), 10 janvarya, p. 3.
19. Masayev M. V. Popytki «rebrendinga» vlasti (Attempts of power rebranding). Nash golos, 2013, № 18 (812), 2 маja, p. 7.
20. Berestovskaya D. S., Sinichkin А. V. Duhovnyi oblik V. I. Vernadskogo: kulturologicheskiy analiz epistoliarnogo naslediya (Spiritual make­up of V. I. Vernadskiy: culturological analyses of epistolary inheritance). Simferopol: IТ «ARIAL», 2013, 212 p.
21. Kazmina Е. О. Dzerzhinskiy. Tambovskaya entsiklopediya. Gl. nauchnyi redactor А. G. Protasov (Dzerzhinskiy. Tambov encyclopaedia). Tambov: Administratsiya Tambovskoi oblasti, Tambov: ООО «Izdatelstvo Julis», 2004, 704 p., p. 164.
22. Dzerzhinskiy. Muzykalniy entsiklopedicheskiy slovar (Dictionary of Music). Gl. red. G. V. Keldysh. Мoscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1990, 672 p, p. 172.
23. Kompozitor Ivan Ivanovich Dzerzhinskiy. Statyi, vospominaniya. (Composer Ivan Ivanovich Dzerzhinskiy. Frticles, memoires). Sostavitel, avtor vstupitelnoy statyi А. Е. Milrat. Tambov, 2011, 120 p.
24. Sapronov P. А. Ruskaya kultura IX – ХХ vv. Opyt osmysleniya (Russian culture IX – ХХ ct. The experience of study). St­Petersburg, «Paritet», 2005, 704 p.
25. Ivan Ivanovich Dzerzhinskiy. Opernye libretto. Кratkoye izlozheniye soderzhaniya oper. Izd. 3­jе (Opera libretto. A brief summary of the content of operas. Edition 3­rd). Мoscow, «Muzyka», 1971, Vol. 1, 592 p.,
pp. 168­174.
26. Filosofiya istorii. Filosofiya. Uchebnik. Pod redaktsiyey V. V. Mironova (Philosophy of history. Philosophy. A manual. Under V. V. Mironov’s redaction). Regime to access: philosophica.ru/mironov2/55.htm
27. Povilaytis Vladas Iono. Filosofsco­istoricheskaya mysl russkogo zarubezhya (20­ye­50­ye gody XX veka). Avtoreferat disertatsiyi na soiskaniye uchyonoyi stepeni doctora filosofskih nauk. Moskva, 2011 (Philosophy and history thought of Russian from abroad (20­50 years of XX cent.). Author’s abstract of thesis on doctor’s degree in philosophy. Moscow, 2011). Regime to access: rudocs.exdat.com/docs/index­258685.html
Опубліковано
2014-01-23
Як цитувати цю статтю:
Masayev, M. (2014). Феномен трансформации литературных образов в музыкальные образы и парадигмальные символы соответствующих эпох (философско-исторический анализ). Науково-теоретичний альманах "Грані", 17(2), 36-41. Retrieved із https://grani.org.ua/index.php/journal/article/view/423
Розділ
ФІЛОСОФІЯ