Исследование образовательного дискурса с применением метода индиректного дискурс-анализа
Анотація
Статья посвящена проблематике проектирования и структурирования образовательного дискурса. Акцент делается на том, что вопросы, связанные с эмпирическим исследованием специфики образовательного дискурса, на сегодняшний день остаются недостаточно проработанными. Предлагается авторская трактовка понятия образовательного дискурса. При этом под образовательным дискурсом понимается коммуникативное событие и/или сложное символическое образование, состоящее из кодов, фреймов сценариев, установок, социальных репрезентаций, отражающих отношения власти/подчинения, солидарности/ соперничества и других форм социального взаимодействия и социальной организации, организующих общение и понимание в контексте ценностносмысловой коммуникации между субъектами образовательного процесса. Выделяются такие формы образовательного дискурса, как аудиторный, дисциплинарный и педагогический дискурсы. Рассматриваются особенности применения и результаты индиректного дискурсанализа как метода исследования образовательного дискурса, обладающего эвристическим потенциалом в отношении выявления его социальных эффектов. Делается вывод о том, что «внедрение» в сознание обучающихся специфических терминов и понятий из образовательного, в частности, дисциплинарного и педагогического дискурса, несомненно, сказывается на когнитивных процессах, изменяя не столько границы словарного запаса, сколько установки на понимание социальной реальности. Студенты, обучающиеся разным специальностям, попадают под влияние экспертных культур, формирующих разные представления о действительности.Завантаження
Посилання
Diskurs universiteta (Materialyi mezhdunarodnyih nauchnoprakticheskih konferentsiy, Minsk, 2010, 2011 gg.) (Discourse University (Proceedings of the international scientificpractical conferences, Minsk, 2010, 2011.). – Minsk: BGU, 2011. – 280 р.
Diskurs universiteta (Materialyi mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii, Minsk, 2013 g.) (Discourse University (Proceedings of the International scientific and practical conference, Minsk, 2013). – Minsk: BGU, 2013. – 148 р.
Polonnikov, A. A. Diskursanaliz sobyitiy obrazovaniya. Kriticheskoe issledovanie (Discourse analysis of events Education.Critical Study). Minsk: BGU, 2013. 340 р.
Fuko M. Istoriya bezumiya v klassicheskuyu epohu (History of Madness in the Classical period). Regime to access:: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/fuko_bez/index.php
Переглядів анотації: 190 Завантажень PDF: 129