Исследование образовательного дискурса с применением метода индиректного дискурс-анализа

  • I. S. Nechitaylo Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»
Ключові слова: индиректный дискурс­анализ, коммуникация, контекстуальный смысл дискурса, образование, образовательный дискурс, педагог

Анотація

Статья посвящена проблематике проектирования и структурирования образовательного дискурса. Акцент делается на том, что вопросы, связанные с эмпирическим исследованием специфики образовательного дискурса, на сегодняшний день остаются недостаточно проработанными. Предлагается авторская трактовка понятия образовательного дискурса. При этом под образовательным дискурсом понимается коммуникативное событие и/или сложное символическое образование, состоящее из кодов, фреймов сценариев, установок, социальных репрезентаций, отражающих отношения власти/подчинения, солидарности/ соперничества и других форм социального взаимодействия и социальной организации, организующих общение и понимание в контексте ценностно­смысловой коммуникации между субъектами образовательного процесса. Выделяются такие формы образовательного дискурса, как аудиторный, дисциплинарный и педагогический дискурсы. Рассматриваются особенности применения и результаты индиректного дискурс­анализа как метода исследования образовательного дискурса, обладающего эвристическим потенциалом в отношении выявления его социальных эффектов. Делается вывод о том, что «внедрение» в сознание обучающихся специфических терминов и понятий из образовательного, в частности, дисциплинарного и педагогического дискурса, несомненно, сказывается на когнитивных процессах, изменяя не столько границы словарного запаса, сколько установки на понимание социальной реальности. Студенты, обучающиеся разным специальностям, попадают под влияние экспертных культур, формирующих разные представления о действительности. 

Завантаження

Дані завантаження ще не доступні.

Посилання

Diskurs universiteta (Materialyi mezhdunarodnyih nauchno­prakticheskih konferentsiy, Minsk, 2010, 2011 gg.) (Discourse University (Proceedings of the international scientific­practical conferences, Minsk, 2010, 2011.). – Minsk: BGU, 2011. – 280 р.

Diskurs universiteta (Materialyi mezhdunarodnoy nauchno­prakticheskoy konferentsii, Minsk, 2013 g.) (Discourse University (Proceedings of the International scientific and practical conference, Minsk, 2013). – Minsk: BGU, 2013. – 148 р.

Polonnikov, A. A. Diskurs­analiz sobyitiy obrazovaniya. Kriticheskoe issledovanie (Discourse analysis of events Education.Critical Study). Minsk: BGU, 2013. 340 р.

Fuko M. Istoriya bezumiya v klassicheskuyu epohu (History of Madness in the Classical period). Regime to access:: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/fuko_bez/index.php


Переглядів анотації: 190
Завантажень PDF: 129
Опубліковано
2015-06-09
Як цитувати
Nechitaylo, I. S. (2015). Исследование образовательного дискурса с применением метода индиректного дискурс-анализа. Науково-теоретичний альманах Грані, 18(8), 96-100. https://doi.org/10.15421/1715163
Розділ
СОЦІОЛОГІЯ