Факторы формирования профессиональной успешности молодого специалиста: микроуровень анализа

  • K. G. Mykhaylyova Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»
  • E. S. Chuchilina Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия»
Ключові слова: молодой специалист, профессиональная успешность, микрофакторы профессиональной успешности, личностные качества, компетенции, мотивация, самоопределение

Анотація

В статье проведен анализ одного из уровней формирования профессиональной успешности молодых специалистов – микроуровня. Показано, что в него входят личностные качества молодых специалистов, их компетентности, карьерные установки как элементы карьерной стратегии, мотивация на достижение успеха, самоопределение и др. На основе авторских эмпирических исследований доказано, что среди личностных качеств ведущую позицию при достижении профессионального успеха молодыми специалистами занимают собственный интеллект, способности; далее следуют с разной степенью значимости для разных групп респондентов такие характеристики, как профессионализм, деловые качества; везение, удача и др. Выявлена некоторая динамика значимости этих факторов с учетом статуса респондента (студент – молодой специалист – руководитель). С опорой на разработки современных ученых определены группы компетенций, которые являются принципиально важными для успешности молодых специалистов. К ним можно отнести профессиональные, общие, переносимые и персональные компетенции. Особое внимание уделено анализу мотивационного фактора достижения успеха, фактора стратегического планирования построения карьеры, а также фактора самоопределения молодых специалистов. Обращение к установкам в профессионально­служебных планах харьковской молодежи показало, что они отличаются конкретностью и определенностью. Одним из средств реализации своих установок молодые специалисты видят трудоустройство на старших курсах вуза. Продемонстрировано, что профессиональная успешность молодых специалистов является сложноформируемой и испытывающей многовекторное влияние, в том числе и факторов микроуровня.

Завантаження

Дані завантаження ще не доступні.

Посилання

Babosov, Е. М. Prikladnaya sociologiya (Applied Sociology). Minsk: ТетraSystems, 2000. 496 p.

Baydenko, V. Kompetentcii v professionalnom obrazovanii (Competencies in professional education).Vysshee obrazovanie v Rossii, 2004, No 11. pp. 21–25.

Bikla, О. V. and Burega, V. V. Sociologiya karery I liderstva (Sociology Career and Leadership). Donetsk: DonDUU, 2009. 200 p.

Bogdan, N. and Mogilevkin, E. Karera molodogo specialista: vzglyad vuza (Career young specialist: a view of the university). Upravlenie personalom, 2004, No 13. pp. 18–21.

Koler,Yu.Obespechenie kachestva, akkreditatciya I priznanie kvalifikatciy kak kontrolnye mehanizmy Evropeyskogo prostranstva vysshego obrazovaniya (Quality assurance, accreditation and recognition of qualifications as the control mechanisms of the European high education).Vysshee obrazovanie v Evrope, 2003. No 3. pp. 18–27.

Kotovskiy, V. V. and Krasnoschechenko, I. P. Predstavleniya studencheskoy molodezhi o professionalnom uspehe (Ideas of students about professional success). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014. No 6. pp. 58–68.

Rodionova, Е. А. Subektnyi podhod k opredeleniyu professionalnoy uspeshnosty (Subjective approach to the definition of professional success). Socialno­ekonomicheskie I psihologicheskie problem upravleniya.Moscow, 2013. Ch. 1. pp. 295–308. – Regime to access: http://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63215.shtml

Sokuryanskaya, L.G. Studenchestvo na puti k drugomu obshchestvu: tsennostny diskurs perekhoda (Student community as approaching a different society: the value discourse of transition), Kharkov: KhNU im. V.N. Karazina. 2006. 576 p.

Studenty: obraz buduzchevo (Students: Vision of the Future). Regime to access: http://institute.gorshenin.ua/annuals/5_studenti_obraz_budushchego.html

Hammer, Ya. S. Professionalnyi uspeh i ego determinanty (Professional success and its determinants). Voprosy psihologii. 2008. No 4. pp. 147–153.

Shishov, S. Е. Federalnyi spravochnik «Obrazovanie v Rossii» (Federal reference book «Education in Russia»). Moscow, 2001.85 p.

Brett, J. M. and Stroh, L. K. Working 61 plus hours a week: Why do managers do it? Journal of Applied Psychology. 2003. Vol. 88. P. 67–78.

Cohrs, J. C., A. E. Abele and Dette D. E. Integrating situational and dispositional determinants of job satisfaction: Findings from three samples of professionals. Journal of Psychology. 2006. Vol. 140. P. 363–395.

Greenhaus, J. H. Career dynamics. Handbook of psychology. Hoboken (NJ) : John Wiley & Sons, Inc., 2003. P. 519–540.

Harris, L. C. and Ogbonna, E. Approaches to career success: An exploration of surreptitious career success strategies. Human Resource Management. 2006. Vol. 45. P. 43–65.

Judge, T. A. An empirical investigation of the predictors of executive career success.Personnel Psychol. 1995.Vol. 48. P. 485–519.

Judge, T. A. and Bretz, R. D. Political Influence. Behavior and Career Success.Journal of Management. 1994. Vol. 90. P. 257–268.

Melamed, T. Career success: The moderating effect of gender. Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 47. P. 35–60.

Melamed, T. Career success: An assessment of a genderspecific model. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1996. Vol. 69. P. 217–242.

Ng, T. W. H. Predictors of objective and subjective career success: A metaanalysis. Personnel Psychology. 2005. Vol. 58. P. 367–408.

Pinquart, M., Juang L. P. and Silbereisen R. K. Selfefficacy and successful schooltowork transition: A longitudinal study. Journal of Vocational Behavior. 2003. Vol. 63. P. 329–346.

Schneer, J. A. and Reitman, F. The impact of gender as managerial careers unfold. Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 47. P. 290–315.

Seibert, S. E., Kraimer, M. L. and Liden, R. C. A social capital theory of career success.Academy of Management Journal. 2001. Vol. 44.P. 219–237.

Tharenou, P. Managerial career advancement. International Review of Industrial and Organizational Psychology. 1997. Vol. 12. P. 39–93.

Turner, R. H. Sponsored and contest mobility and the school system. American Sociological Review. 1960. Vol. 25. P. 855–867.

Wayne, S. J. The role of human capital, motivation and supervisor sponsorship in predicting career success.Journal of Organizational Behavior. 1999. Vol. 20. P. 577.


Переглядів анотації: 183
Завантажень PDF: 164
Опубліковано
2015-06-24
Як цитувати
Mykhaylyova, K. G., & Chuchilina, E. S. (2015). Факторы формирования профессиональной успешности молодого специалиста: микроуровень анализа. Науково-теоретичний альманах Грані, 18(8), 89-95. https://doi.org/10.15421/1715162
Розділ
СОЦІОЛОГІЯ