Апофатический путь: мрак или свет? (Осмысление апофатического пути в богословии В.Н.Лосским)

  • V. V. Limonchenko Дрогобычский государственный педагогический университет им.И.Франко
Ключові слова: Богопознание, апофатизм, Боговидение, Божественный Мрак, агностицизм, антиномизм

Анотація

Рассмотрение апофатики В.Лосским реализуется через установление двух измерений, которые возможно эксплицировать при обращении к текстам Дионисия Ареопагита. Значимость Дионисия Ареопагита в указании на иной, не имеющий гностико­интеллектуального характера модус  апофатического богословия. Неинтеллектуалистское понимание апофатизма может быть раскрыто через понимание образа Божественного Мрака. Неведение, утверждаемое мистическим богословием, не есть состояние отрицательного характера или простое отсутствие знания, очевидна его родственность акту эстетического созерцания, не позволяющего себя выразить высказыванием, но предполагающим реальное присутствие, указывающее на переступание за грань, экстазис. Экстатический характер апофатизма не имеет смысла экстаза видений или образов, а состоит в необходимости очищения и потому – выхода за привычное состояние: апофатизм есть расположенность ума, отказывающегося от составления понятий о Боге,  что возможно не посредством отключения мысли, но при углублении ее до первичности оснований, допредикативных и дологических, превращая мысль в экзистенциальную позицию. В образе Божественного Мрака, соотнесенного с Божественным Светом, легко видеть антиномизм, но никак нельзя увидеть агностицизм, закрытость Бога. В свете экзистенциального понимания апофатизма это может быть понято как предельное бытийственное обнажение, когда опыт других людей не гарантирует встречу с Богом – это тот путь, пройти который можно лишь своими ногами. Здесь нет самовольного индивидуализма – но есть претерпевание на себе, то есть апофатизм и как интеллектуально­диалектическая процедура, и как жизненно­экзистенциальное вхождение в общение с Богом – имеет опытный характер.

Завантаження

Дані завантаження ще не доступні.

Посилання

Ado P’er. Duhovnye uprazhnenija i antichnaja filosofija (Spiritual exercises and ancient philosophy) : [per. s franc. pri uchastii V. A. Vorob’eva]. Moscow, 2005. 448 р.

Begbeder Frederik. Ja veruju – Ja tozhe net: dialog mezhdu nechestivcem i episkopom pri posrednichestve Rene Gittona (I believe ­ I do not: a dialogue between the profane and the Bishop mediated by Ren Guitton) : [per. c fr. N. Kislova]. Moscow, 2006. 351 р.

Kliment Aleksandrijskij. Stromaty. II, 5 (Strom. II, 5) [Jelektronnyj dokument] : [per. s drevnegrech. E. V. Afonasin]. Sankt­Peterburg, 2003. (V 3 t.). Regime to access: http://azbyka.ru/otechnik/?Kliment_Aleksandrijskij/stromaty=1_2

Losskij V. Apofaza i Troicheskoe bogoslovie (Apofaza and Trinitarian theology) : [per. s fr. V. A. Reshhikova]. Bogovidenie. Moscow, 2003. рр. 553–569.

Losskij V. Apofaticheskoe bogoslovie v uchenii svjatogo Dionisija Areopagita (Apophatic theology in the doctrine of St. Dionysius the Areopagite). Bogoslovskie trudy, 26. Moscow, 1985. рр. 163–172.

Losskij V. N. Bogovidenie (Сontemplation of God) ; [per. s fr. V. A. Reshhikova]. Bogovidenie. Moscow, 2003. рр. 311–452.

Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogoslovija Vostochnoj Cerkvi (Sketch mystical theology of the Eastern Church). [per. s fr. V. A. Reshhikova] Bogovidenie. рр. 111–308.

Mejendorf I., prot. Vizantijskoe nasledie v Pravoslavnoj Cerkvi (Byzantine heritage in the Orthodox Church) ; [per. s angl. pod obshh. red. Ju. Vestelja]. Kyev, 2007. 352 р.

Pomeranc G. Otkrytost’ bezdne: Vstrechi s Dostoevskim (The openness of the abyss: Meetings with Dostoevsky). Moscow, 1990. 384 р.

Svjatitel’ Grigorij Nisskij. O zhizni Moiseja – Zakonodatelja, ili o sovershenstve dobrodeteli (The life of Moses – the Lawgiver, or the perfection of virtue). Regime to access: http://www.kanavka.ru/find/376/19/index.htm.

Svjatoj Dionisij Areopagit. Misticheskoe bogoslovie (Mystical Theology) ; [per. s drevnegrech. otca Leonida Lutkovskogo]. Misticheskoe bogoslovie. Kiev, 1991. рр. 3–11.

Tabachkovs’kij V. G. Polіsutnіsne homo: fіlosofs’ko­mistec’ka dumka v poshukah «neevklіdovoї reflektivnostі» (Polyessential homo: philosophical and artistic thought in search of «non­Euclidean reflectivity»). Kyev, 2005. 432 р.

Florenskij P. A. Ikonostas (Iconostasis). Sochinenija V 4–h tt. – Vol. 2. Moscow, 1995. рр. 419–526.

Papanikolaou A. Being with God: Trinity, Apophaticism, and Divine­Human Communion / A. Papanikolaou. – Notre Dame, Ind : University of Notre Dame Press, 2006. – 248 р.


Переглядів анотації: 239
Завантажень PDF: 131
Опубліковано
2015-03-17
Як цитувати
Limonchenko, V. V. (2015). Апофатический путь: мрак или свет? (Осмысление апофатического пути в богословии В.Н.Лосским). Науково-теоретичний альманах Грані, 18(4), 100-106. https://doi.org/10.15421/1715087
Розділ
Стаття

Статті цього автора (авторів), які найбільше читають