Инновация и модернизация: понятийный и социокультурный анализ

  • S. A. Ostrenko Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
Ключові слова: инновация, модернизация, Модерн, Постмодерн, бинарные оппозиции, посткапитализм, нетократия, корпоратократия

Анотація

В статье раскрываются социокультурные особенности концептов инновации и модернизации. Показаны различные модели модернизации: вестернизация, догоняющая модернизация, органически­инновационная, неорганически­мобилизационная, комбинированная. Обосновано, что инновационно­модернизационные процессы затрагивают политическую, экономическую, национальную индентичность народа, что предполагает комплементарность эксплицитного (экономические, политические, социальные реформы) и имплицитного (экзистирование, состояние не­алиби в бытии) уровней. Показано, что с понятийной точки зрения инновация и модернизация – взаимозаменяемые понятия. Сложнее обстоит дело в социокультурном контексте. Исследовано, что отождествление инновации и модернизации легитимно в границах Модерна как периода становления европейской культуры, интегральной характеристики перехода от традиционного общества к современному, включающей все современные социальные институты (государство, система образования, индустриальность, рынок, идеология и др.), а также ментальные установки (разделение знания на естественнонаучное и гуманитарное, целерациональность и др.). Отмечается, что разделение инновации и модернизации наблюдается при переходе от Модерна к Постмодерну с его постутопизмом, постметафизикой, постгуманизмом, критикой онто­тео­телео­фалло­лого­центризма, а в социальной сфере – посткапитализмом, нетократией, кризисом традиционных институтов. Постмодернистские тенденции в образовании – появление таких феноменов, как сетевая антипедагогика И. Иллича и др. Сложность инновационных процессов в современном мире обуславливается глобальными трансформационными процессами, связанными с переходом от капитализма к посткапитализму или неофеодализму – власти транснациональных корпораций или корпоратократии. Этот мир требует нового знания, новой методологии и нового концептуального аппарата.

Завантаження

Дані завантаження ще не доступні.

Посилання

Bard A., Zonderkvist Ya.Netokratiya.Novaya pravyaschaya elita i zhizn posle kapitalizma (Netokratiya.The new ruling elite and life after capitalism). – SPb.: Stokgolmskaya shkola ekonomiki v Sankt­Peterburge, 2004. – 252 р.

Mamardashvili M.K. Kartezianskie razmyishleniya (Cartesian Meditations). – M.: Izdatelskaya gruppa «Progress»; «Kultura», 1993. – 352 р.

Mezhuev V.M. Problema sovremennosti v kontekste modernizatsii i globalizatsii (The problem of modernity in the context of modernization and globalization).Etatistskie modeli modernizatsii. – M.: IF RAN, 2002. – Р. 138–153.

Ogurtsov A.P., Platonov V.V. Obrazyi obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovaniya. ХХ vek (Images of education. Western philosophy of education.The twentieth century). – SPb.: RHGI, 2004. – 520 р.

Fedotova V.G. Modernizatsiya «drugoy» Evropyi (Modernization of the “other” of Europe). – M.: IF RAN, 1997. – 255 р.

Fursov A.I. Mir, kotoryiy myi pokidaem, mir, v kotoryiy myi vstupaem, i mir mezhdu nimi. Kapital(izm) i Modern – shvatka skeletov nad propastyu? (The world that we leave the world in which we are entering, and peace between them. Capital (ism) and Modern ­ fight skeletons over a precipice?). De Futuro, ili Istoriya buduschego. – M.: Politicheskiy klass, 2008.– Р.255–304.


Переглядів анотації: 182
Завантажень PDF: 160
Опубліковано
2015-01-11
Як цитувати
Ostrenko, S. A. (2015). Инновация и модернизация: понятийный и социокультурный анализ. Науково-теоретичний альманах Грані, 18(2), 58-62. https://doi.org/10.15421/1715040
Розділ
Стаття