Концепция духовного пути в воззрениях Августина Блаженного и Бернарда Клервоского: компаративистский анализ


  • A. V. Timofeev Национальный горный университет
Ключові слова: стремление, самопознание, внутренний опыт, интроспекция, образ и подобие, желание, тождественность, Бог

Анотація

В статье рассматривается трансформация антропологических взглядов бл. Августина в практически не исследованном в Украине философско­богословском учении средневекового мистика Бернарда из Клерво.  Исследовательское поле сфокусировано на вопросах апофатического и катафатического богословского подходов, метафизической и экзистенциальной позиции философского взгляда на проблему человека. Опираясь на исследования зарубежных ученых, обозначены основные аспекты августиновского учения о стремлении человека к Богу, представляющие теоретическую основу философско­теологических воззрений святого Бернарда Клервоского.  Обоснованы выводы относительно влияния антропологических воззрений Августина Блаженного на формирования экзистенциальной компоненты в концепции духовного пути Бернарда Клервоского. Трансформируя онтологический взгляд на проблему человека, через практическое ощущение бытия в Боге как формы духовного пути, св. Бернард дополняет христианскую антропологию экзистенциальным аспектом. Посредством сравнительного анализа выявлена оригинальность авторского подхода св. Бернарда к решению проблемы духовного развития человека, которая находит выражение в символических образах духовного брака – аллегорической трактовке взаимоотношений между Богом и душой на высших ступенях мистического созерцания.  Доминанта нравственно­практического смысла в учении святого Бернарда Клервоского представлена как обоснование тенденции к антропологическому повороту в средневековой философии.

Посилання

1. Anderhill, E. Mistitsizm. Mistitsizm i simvolizm (Mysticism. Mysticism and Symbolism). Regime to access: http://www.e­reading.ws/chapter.php/87123/11/Anderhill_­_Misticizm.html/
2. Bernard Klervoskiy. Propoved tretya na Pesn Pesney (The third sermon on the Song of Songs). Regime to access: http://www.krotov.info/acts/12/2/clervo2.htm
3. Blazhennyiy Avgustin. Ispoved. Kniga 1 (Confession. Book 1). Regime to access: http://lib.eparhia­saratov.ru/books/01a/avgustin/avgustin1/1.html
4. Blazhennyiy Avgustin. O Troitse. Chast 2. Kniga XIV, 6 (On the Trinity. Part 2. Book XIV, 6). Regime to access: http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o­troitse=2_6
5. Vindelband, V. Istoriya drevney filosofii (History of Ancient Philosophy). Sankt­Peterburg, 1893. 382 р.
6. Zhilson, E. Duh Srednevekovoy filosofii (The Spirit of Medieval Philosophy). Moskva, 2011. 560 р.
7. Zhilson, E. Filosofiya v srednie veka. Ot istokov patristiki do kontsa XIV veka (Philosophy in the Middle Ages. From the origins of the patristic to the end XIV age). Moskva, 2004. 713 р.
8. Klervoskiy, B. Traktatyi. O lyubvi k Bogu. O blagodati i svobodnom vyibore (Treatises. About the love of God. On Grace and Free Choice). Sankt­Peterburg, 2009. 280 р.
9. Klestov, A.A. Posledniy, no ne menshiy iz ottsov tserkvi (Last but not the smaller of the Church Fathers). Regime to access: http://smu.spbu.ru/main/texts/publications/Klestov_01.pdf
10. Mayorov, G.G. Formirovanie srednevekovoy filosofii. Latinskaya patristika (Formation of medieval philosophy. Latin patristics). Moskva, 1979. 430 р.
11. Peati, F. Sv. Bernard Klervoskiy kak duhovnyiy pisatel (St. Bernard of Clairvaux as a spiritual writer). В. Klervoskiy. Traktatyi. O lyubvi k Bogu. O blagodati i svobodnom vyibore. Sankt­Peterburg, 2009. рр. 14­27.
12. Butler, C. Western mysticism: the teaching of SS. Augustine, Gregory, and Bernard on contemplation and the contemplative life. N.Y.: E.P. Dutton, 1924. 316 p.
13. Evans, G.R. Bernard of Clairvaux. N.Y. – Oxford: Oxford University Press, 2000. 232 p.
14. Gilson, E. The mystical theology of Saint Bernard. N.Y.: Sheed.Ward, 1940. 276 p.
15. S. Bernardi Claraevalensis. Sermo in Cantica canticorum. XXVI 5. Opera omnia. Regimetoaccess: http://www.binetti.ru/bernardus/86_2.shtml
Опубліковано
2015-01-12
Як цитувати цю статтю:
Timofeev, A. (2015). Концепция духовного пути в воззрениях Августина Блаженного и Бернарда Клервоского: компаративистский анализ. Науково-теоретичний альманах "Грані", 18(2), 37-42. Retrieved із https://grani.org.ua/index.php/journal/article/view/138
Розділ
Статті