Роль субъективного фактора при рассмотрении трансцендентного в эстетике

  • M. G. Murashkin Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
Ключові слова: эстетика, эстетическое, трансценденция, транс, творчество, озарение, мистика

Анотація

Анализируется проблема связи категорий различных областей знаний. В частности рассматриваются эстетика и трансценденция. Цель статьи: показать связь философских категорий через конкретику процессов, которые происходят в реальности. В данном случае в реальности психических процессов человека. Философские категории, такие как эстетика, эстетическая трансценденция имеют основания в конкретных психических состояниях человека как повседневного состояния сознания, так и измененных состояний сознания. Это такие состояния как транс, вдохновение, озарение, интуитивное прозрение. Постановка проблемы сводится к тому, чтобы показать связь философских категорий через реалии бытийствующих процессов, в частности через процессы психической жизни человека. Анализ последних исследований и публикаций показал намечающуюся связь таких психических процессов, как творчество и транс в работах Б.М. Теплова. Выделяя нерешенные раньше части общей проблемы, возникает необходимость связать психические процессы реально существующие с такими философскими категориями, как эстетика и трансценденция. Цель статьи и постановка задач сводится к тому, чтобы связать психические процессы, реально существующие в человека, с философскими категориями различных областей знания, в частности связать эстетику и трансценденцию. При рассмотрении мистицизма выявляется символ, который  присутствует в различных мистических учениях. Это – символ смерти. Однако это символическая смерть, которая означает разрушение структур сознания в человеке, которые устарели, отжили свое. На данный момент существует конкурентный тип человеческой цивилизации, порождается деструктивная деятельность человека. Он конкурирует не только с себе подобными, но и со всем, что его окружает, Даже с самим собой. Нужна гармонизирующая платформа – платформа, направлення к гармоничному (бережному) отношению к природе, гармонизации психики человека.    

Завантаження

Дані завантаження ще не доступні.

Біографія автора

M. G. Murashkin, Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
доктор філософських наук, професор

Посилання

Averintsev, S.S., 2010. Mistika [Mystic]. Novaya filosofskaya entsiklopediya. Vol. 2. Myisl, Moscow (in Russian).

Bekk, R.M., 1995. Kosmicheskoe soznanie [Cosmic consciousness]. Kosmicheskoe soznanie. OOO «NIK», «Odissey», Moscow (in Russian).

Veydle, V.V., 2007. Umiranie iskusstva. Razmyishlenie o sudbe literaturnogo i hudozhe-stvennogo tvorchestva [Dying art. Thinking about the fate of the literary and artistic creativity-governmental]. Estetika i teoriya iskusstva ХХ veka. Progress-Traditsiya, Moscow (in Russian).

Ginzburg, L.Ya., 1997. O lirike [About the lyrics]. Intrada, Moscow (in Russian).

Gubanov, O.A., Byichkov, V.V., Mankovskaya, N.B., Ivanov, V.V., 2013. Ot trialoga k «esteticheskoy kastalii», k virtualnomu polilogu [From trialogue to «aesthetic Castalia», the virtual Polylog]. Progress-Traditsiya, Moscow (in Russian).

Dzhems, V., 1993. Mnogoobrazie religioznogo opyita [Varieties of Religious Experience]. Andreev i syinovya, SPb. (in Russian).

Dyufren, M., 2007. Vklad estetiki v filosofiyu [The contribution to the philosophy of aesthetics]. Estetika i teoriya iskus-stva ХХ veka. Progress-Traditsiya, Moscow (in Russian).

Zabiyako, A.P., 2009. Trans [Trance]. Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki. «Kanon» ROOI «Reabilitatsiya», Moscow (in Russian).

Kolomiets, G.G., 2010. Filosofiya muzyiki kak oblast esteticheskogo znaniya: gnoseologiche-skiy aspekt [The philosophy of music as aesthetic knowledge gnoseologiche-sky aspect]. Granitsyi sovremennoy estetiki i novyie strategii interpre-tatsii iskusstva. Materialyi IV Ovsyannikovskoy mezhdunarodnoy esteticheskoy konferentsii. MGU imeni M.V. Lomonosova, 23-24.11. 2010. Sbornik nauchnyih dokladov. MIEE, Moscow (in Russian).

Krishnamurti, D., 1999. Zapisnyie knizhki [Notebooks]. Razum, Moscow (in Russian).

Losev, A.F., 1980. Istoriya antichnoy filosofii. Pozdniy ellinizm [History of ancient philosophy. Late Hellenism]. Iskusstvo, Moscow (in Russian).

Murashkin, M.G., 2006. Zapisi 2000 goda [Records 2000]. SICh, Dnipropetrovsk (in Russian).

Papadzhi, 2004. Den, kogda ya uydu, nikogda ne nastanet [The day when I’m gone, will never come]. ID «Ganga», Moscow (in Russian).

Teplov, B.M., 1985. Konspektyi i kommentarii k knige A.Anastazi «Differentsialnaya psihologiya» [Summaries and commentary on the Book A.Anastazi «Differential Psychology»]. Izbrannyie trudyi. Pedagogika, Moscow (in Russian).

Chzhan Chzhen-Tszyi, 1993. Praktika Dzen [The practice of Zen]. «Belyiy ost-rov», Krasnoyarsk (in Russian).

Shestakov, V.P., 1983. Esteticheskie kategorii: Opyit sistematicheskogo i istoricheskogo issledovaniya [Aesthetic category: Previous systematic and historical research]. Iskusstvo, Moscow (in Russian).

Yaspers, K., 1997. Obschaya psihopatologiya [General Psychopathology]. Praktika, Moscow (in Russian).


Переглядів анотації: 228
Завантажень PDF: 149
Опубліковано
2016-03-04
Як цитувати
Murashkin, M. G. (2016). Роль субъективного фактора при рассмотрении трансцендентного в эстетике. Науково-теоретичний альманах Грані, 19(4), 6-11. https://doi.org/10.15421/1716070
Розділ
ФІЛОСОФІЯ