Common sense в моральной философии эпохи Просвещения

  • E. V. Sokurenko Харьківський національний універсітет імені В.Н. Каразіна
Ключові слова: философия эпохи Просвещения, моральная философия, здравый смысл, этический сентиментализм, практическая философия, понятие «автономного субъекта»

Анотація

Эпоха Просвещения имела особое значение для истории моральной философии, поскольку именно в это время мораль становится специальным предметом философского интереса, формируется философское понятие морали. Центральной становится проблема рационального обоснования морали. Важнейшее значение для решения этой проблемы имела идея здравого смысла ­ одна из фундаментальных идей шотландского и французского Просвещения. В шотландской философии концепт «здравый смысл» разрабатывался представителями этического сентиментализма (Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесон), а также основоположником рационалистического понимания морали ­ Т. Ридом. Во Франции идея здравого смысла получила широкое развитие в работах философов­просветителей. Шотландскими же просветителями здравый смысл (common sense) понимался как некий врожденный, интуитивный принцип, вложенный в человека Богом. В данной работе проанализированы значения концепта «здравый смысл» и особенности его трактовок шотландскими философами. Квинтэссенцией философии эпохи Просвещения является, в свою очередь, практическая философия И. Канта, в становлении которой идея здравого смысла сыграла ключевую роль. Немецкий классик четко определил сферу применения здравого смысла. Он считал апелляцию к здравому смыслу в вопросах науки и философии недопустимой, но утверждал, что именно на здравый смысл должен опираться человек в повседневной практике. Такое понимание этой идеи позволило Канту обосновать главное понятие его моральной философии ­ понятие автономного субъекта.

Завантаження

Дані завантаження ще не доступні.

Біографія автора

E. V. Sokurenko, Харьківський національний універсітет імені В.Н. Каразіна
аспірант

Посилання

Abramov, M. A. Shotlandskaja filosofija veka Prosveschenija (Scottish philosophy of the Enlightenment). Moscow, 2000. 353 p.

Apresjan, R. G. I. Kant i etika moralnogo chuvstva (Kant and the ethics of the moral sense). Immanuil Kant: nasledie i proekt [sbornik rabot] (Immanuel Kant: the heritage and project [collection of works]). Moscow, 2007. PP. 259­271.

Golbah, P. A. Sistema prirody, ili O zakonah mira fizicheskogo i mira duhovnogo (System of Nature, or Laws of the physical world and the spiritual world).

Dlugach, T. B. Dve filosofskie refleksii: ot Golbaha k Kantu. Sravnitelno­istoricheskij analiz (Two philosophical reflection from Holbach to Kant. Comparative historical analysis). Moscow, 2011. 352 p.

Dlugach, T. B. Podvig zdravogo smysla, ili rozhdenie idei suverennoj lichnosti (Golbah, Gelvecij, Russo) (Feat common sense, or the birth of the idea of a sovereign person (Holbach, Helvetius, Rousseau)). Moscow, 2008. 336 p.

Jevropejskyj slovnyk filosofij: Leksykon neperekladnostej (European philosophies dictionary: Lexicon neperekladnostey). Kyiv, 2009. 576 p.

Kant, I. Antropologija s pragmaticheskoj tochki zrenija (Anthropology from a pragmatic point of view). Kant, I. Sochinenija v 8­mi tomah (Kant I. Works in 8 volumes). Moscow, 1994. Vol. 7. PP. 137­376.

Kant, I. Issledovanie stepeni jasnosti principov estestvennoj teologii i morali (Investigation of the clarity of the principles of natural theology and morality). Kant I. Sochinenija v 6­ti tomah (Kant I. Works in 6 volumes). Moscow, 1963. Vol. 2. PP. 243­276.

Kant, I. Otvet na vopros: Chto takoe prosveshhenie? (The answer to the question: What is Enlightenment?). Kant I. Sochinenija v 8­mi tomah (Kant I. Works in 8 volumes). Moscow, 1994. Vol. 8. PP. 29­37.

Kant, I. Prolegomeny (Prolegomena). Kant I. Sochinenija v 8­mi tomah (Kant I. Works in 8 volumes). Moscow, 1994. Vol. 4. PP 5­152.

Kumpf, F. Ponjatie razuma u Kanta i ego videnie permanentnogo prosveshhenija (Concept of reason in Kant and his vision of a permanent education). Immanuil Kant: nasledie i proekt [sbornik rabot] (Immanuel Kant: the heritage and project [collection of works]). Moscow, 2007. PP. 321­329.

Macintyre, A. Posle dobrodeteli: Issledovanija teorii morali (After vittue: a study of moral theory). Moscow; Ekaterinburg, 2000. 384 p.

Miljutin, Ju. E. Filosofija zdravogo smysla Tomasa Rida (The philosophy of common sense by Thomas Reid). Reid, Th. Issledovanie chelovecheskogo uma na principah zdravogo smysla (An inquiry into the human mind, on the principles of common sense). St. Petersburg, 2000. PP. 10­85.

Reid, Th. Issledovanie chelovecheskogo uma na principah zdravogo smysla (An inquiry into the human mind, on the principles of common sense). St. Petersburg, 2000. 352 p.

Rousseau, J.­J. Rassuzhdenie, poluchivshee premiju Dizhonskoj Akademii v 1750 godu po voprosu, predlozhennomu jetoj zhe Akademiej: «Sposobstvovalo li vozrozhdenie nauk i iskusstv ochishheniju nravov?» (Reasoning, an award winning Academy of Dijon in 1750 on proposed this same Academy: «Did the revival of arts and sciences purification of morals?»).

Rousseau, J.­J. Emil, ili O vospitanii (Emile, or On Education).

Rousseau, J.­J. Julija, ili Novaja Jeloiza (Julie, or the New Heloise).

Townsend, D. From Shaftesbury to Kant: The Development of the Concept of Aesthetic Experience. Journal of the History of Ideas. University of Pennsylvania Press, 1987, vol. 48, no. 2 (Apr.­Jun.), pp. 287­305.


Переглядів анотації: 308
Завантажень PDF: 148
Опубліковано
2013-01-10
Як цитувати
Sokurenko, E. V. (2013). Common sense в моральной философии эпохи Просвещения. Науково-теоретичний альманах Грані, 17(2), 29-35. вилучено із https://grani.org.ua/index.php/journal/article/view/422
Розділ
ФІЛОСОФІЯ